«Гигантская вагина в Версале всколыхнула Францию»— статья под таким заголовком вышла недавно в одной версальской газете. Темой для статьи стала выставка работ Аниша Капура, которая недавно открылась в этом пригороде Парижа, знаменитой резиденции французских королей. Версаль долгое время считался бастионом классического искусства и эталоном превосходного французского вкуса. Однако с некоторых пор среди подстриженных деревьев и античных статуй стали появляться необычные объекты. Произведения актуальных художников начали заполнять территорию заповедника и даже вторглись в залы дворца. Слишком велико было желание руководителей музея оживить старинные интерьеры с помощью необычных экспонатов и увеличить количество посетителей.

Мастер гигантских скульптур

Произведения современного искусства, как правило, вызывают восхищение у одних и раздражение у других. Летние выставки в Версале уже вызвали несколько громких скандалов, которые сопровождались протестами со стороны консервативной части публики и даже обращениями в суд. Но, к счастью для художников, все иски поданные противниками авангарда, были отклонены, и выставки современного искусства в Версале стали регулярными. В нынешнем году в Версале открылась выставка Аниша Капура, одного из самых противоречивых художников современности, чьи работы поражают зрителей своими гигантскими размерами и глубоким смыслом.

Аниш Капур— британский художник индийского происхождения. Ему неслучайно выпала честь провести в Версале летнюю выставку. Сегодня он считается одним из наиболее успешных современных художников. Известность во Франции он завоевал после того, как в 2011 г. воздвиг в Гран Пале огромную надувную фигуру Левиафана. Библейский дракон Капура состоял из гигантских шаров, весил 15 т. имел максимальную высоту в 32 м и объём 72 куб. м. По своими масштабами произведение превзошло всё, когда-либо выставлявшееся в Гран Пале. Инсталляция Аниша Капура привлекла более 300 000 посетителей, что сочли грандиозным успехом актуального искусства.

«Пусть увидят китч»

Джефф Кунс. Надувная собака
Джефф Кунс. Надувная собака

Капуру имел замечательных предшественников, чьи выставки в Версале наделили немало шума. Первым из современных художников, кому в 2008 г. было позволено выставить свои скульптуры в королевской резиденции, и не где-нибудь, а в самом Версальском дворце был Джеф Кунс. Этот художник пользуется репутацией «Короля китча». Кунс представил более десятка своих работ, включая знаменитую собаку, собранную из гигантских металлических шаров, а также голову из цветочных горшков под названием «Let them see kitsch» (Пусть увидят китч). Произведения Кунса содержали в себе немало иронии по отношению к строгим классическим интерьерам. По мнению некоторых критиков, Кунс разрушил магическую атмосферу, которая наполняла Версальский дворец.

Такеши Мураками. Инсталляция
Такеши Мураками. Инсталляция

Своеобразным юмором были наполнены работы другого современного художника, которому разрешили занять Версальский дворец. Японец Такеши Мураками населил залы королевской резиденции персонажами японских анимэ и манги, которые от души повеселились над классической живописью, гобеленами, канделябрами и зеркалами. Но юмор оценили не все. Консервативно настроенная публика восприняла выставку Мураками как оскорбление традиционным французским ценностям. Под нажимом этой группы руководство Версаля приняло решение больше не выставлять современные экспонаты в залах Версальского дворца. Зато современным художникам была дана почти полная свобода на просторах парка, оранжерее и в королевском театре.

Бернар Вене. Инсталляция
Бернар Вене. Инсталляция

Одним из следующих художников, кто организовал летнюю выставку был Бернар Вене. Его инсталляции состоят из массивных металлических балок, покрытых ржавчиной. В 2011 г. Он устроил установил свои железяки возле классических статуй, как бы заключив их в гигантские скобки. Выставка Вене сопровождалась пикетами противников его творчества. Они распространяли листовки, в которых обращали внимание на опасность его скульптур. Ржавые железки, писали они, могу просто упасть на произведения искусства или на посетителей музея. Был даже подан иск в суд. Однако суд не удовлетворил иск, направленный против художника.

«Тёмное место» Аниша Капура

Аниш Капур. Тёмное место
Аниш Капур. Тёмное место

В июне 2015 г. ворота Версальского дворца открылись для демонстраций произведений Аниша Капура. Как уже было сказано, грандиозные масштабы— отличительная черта его произведений. Для установки скульптур англичанина в музей-заповедник были привлечены строительные краны и тяжёлая механизация. В одной из композиций используется 500 тонн камней, привезённых из Бельгии и 1000 тонн земли. Инсталляция представляет собой металлический туннель, обложенный гигантскими камнями. Среди порядка, царящего в классическом парке, кажется, что сами античные статуи с ужасам смотрят на это безобразие. Художник называет это произведение «Тёмное место», указывая на его глубокий сексуальный подтекст. В одном из интервью художник описал эту инсталляцию, как «Вагиной, захватившей мир». Капур, однако уделяет внимание не только низким вещам, но и высоким. Другая инсталляция, которую можно увидеть этим летом, состоит из огромного зеркала с отражением неба.

В своих интервью английских художник утверждает, что хотел привнести элемент хаоса в строгий порядок классицистического парка, и таким образом вступить в диалог с его создателем, Ленотром, который, кстати, родился в один день с Анишем Капуром. Как это ни парадоксально, произведения современного художника отлично вписались в ландшафт Версальского музея заповедника, создав в нём новое измерение. Возле творений Капура, установленных на стриженых версальских газонах не хватает разве что шезлонгов, на которых можно было бы лечь и расслабится на фоне природы, уйдя полностью в пространство современного искусства.

Выставка Аниша Капура продлится в Версальском музее до 1 ноября 2015 г.

4 Comments

  1. Несмотря на то, что я человек современный, современное искусство до сих пор остаётся для меня большой загадкой.

    • А ведь в произведениях современных художников нет ничего сложного. Что может проще игрушечной собачки Кунса или железяк Бернара Вене и Аниша Капура? Зато они оживляют ландшафт классического парка.

  2. Оживляют? Да парк же и так невообразимо прекрасен, кому надо что-то оживлять? Или в душе умерло то, что отвечало за способность воспринимать и чувствовать прекрасное? В таком случае, ржавая безобразная труба, боюсь, не поможет.

    • Да, парк прекрасен. Безобразное иногда способно подчеркнуть красоту. Для меня творение Аниша Капура не просто труба, а произведение, которое имеет символическое значение. По-моему произведение должно давать повод для мысли, не оставлять равнодушным.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.
Close